Приветствую Вас, Гость

 

Новый ФГОС  

 

Информация для родителей : 

Изменения во ФГОС СОО

12 сентября 2022 года Министерство юстиции зарегистрировало приказ о внесении изменений во ФГОС СОО. Изменения в стандарте затронули планируемые результаты и их структуру. Еще разработчики скорректировали перечень предметных областей и учебных предметов, а также объем аудиторной нагрузки. Поправки внесли в требования к учебному плану и программе коррекционной работы.

Планируемые результаты

В новой редакции ФГОС СОО сохранили требование применять системно-деятельностный подход. Однако разработчики подробнее описали результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты. Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания – гражданское, патриотическое, духовно-нравственное эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания. На первое место поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигов Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к госсимволам, памятникам, традициям народов России и достижениям страны в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО учеников следует вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление. Метапредметные результаты. Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям: овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями. Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», ¬– умение ученика делать осознанный вывод, аргументировать его и принимать ответственность за свое решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект». Теперь старшеклассников будут учить понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.

Предметные результаты. В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Для десяти учебных предметов установили требования к предметным результатам, которые школьники могут изучать на базовом или углубленном уровне. Это относится к таким учебным предметам, как «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».  В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Школьники смогут сдать экзамен по этим предметам по выбору.

Предметные области и учебные предметы

В новой редакции ФГОС СОО изменили перечень учебных предметов. Из него исключили предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». А учебный предмет «Математика» будет состоять из трех учебных курсов: «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Изменили перечень предметов, которые можно осваивать на базовом и углубленном уровне. Так, обновленный ФГОС СОО не предусматривает углубленный уровень для учебных предметов «Русский язык», «Родной язык», «Родная литература» и «Второй иностранный язык». А учебный предмет «Обществознание» старшеклассники теперь смогут изучать на углубленном уровне. Школы получили возможность учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и родную литературу. Это положительное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Теперь нужно получить письменные заявления от родителей, чтобы включить предметы в ООП.

Объем аудиторной нагрузки

На уровне СОО изменили объем учебной нагрузки. Ее максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь он составит 2516 учебных часов.

Учебный план

В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов. Старшеклассники всех профилей обучения будут осваивать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В учебных планах АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру. По старой редакции ФГОС СОО учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю или предмет «Россия в мире», физкультуру, ОБЖ и астрономию.  Изменили и подход к формированию учебных планов. Ранее в учебный план профиля включали не менее одного предмета из каждой предметной области. При этом, три или четыре профильных предмета школьники осваивали на углубленном уровне. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13-ти обязательных предметов. Минимум 2 предмета из них старшеклассники смогут изучать углубленно.

Программа коррекционной работы

В новой редакции ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной работы. Теперь на уровне среднего общего образования будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать им изучать программу. Школам нужно будет реализовать комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь, чтобы освоить ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК.

Для учеников с ОВЗ школам необходимо будет создать специальные условия обучения и воспитания и разработать специальное учебно-дидактическое обеспечение. Также в школах будут следить за уровнем нагрузки детей с ОВЗ и предоставят услуги ассистента и техническую помощь.

Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Что она теперь должна включать:
1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении СОО.
2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.
3. Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО.
4. Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
5. Планируемые результаты коррекционной работы.

КОММЕНТАРИИ ОБ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

Минпросвещения разъясняет, почему в обновленном ФГОС СОО сократило максимально допустимую аудиторную нагрузку до 2516 часов. Такая мера позволит предупредить переутомление учеников и сохранить оптимальный уровень их работоспособности. Еще ведомство уточнило, что предметы, по которым школьники не сдают ГИА, включили в базовые предметы. Так, астрономию, право, экономику, экологию и естествознание интегрировали в курс физики, обществознания, биологии и химии.

Изменения в учебном плане. Минпросвещения считает, что обновленный ФГОС СОО позволит вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания. Она опирается на общекультурные и общеобразовательные традиции, а также усиливает фундаментальную составляющую каждого учебного предмета. При этом школа может включить в формируемую часть учебного плана дополнительные учебные предметы и курсы по выбору. Перечень таких предметов зависит от специфики профиля школы и ее возможностей.

СРОКИ ПЕРЕХОДА

Министерство рекомендует реализовать образовательную программу СОО по обновленным ФГОС с 1 сентября 2023 года. Нововведения нужно внедрить только в 10-х классах. Также ведомство напоминает, что к новому учебному году все ООП должны соответствовать требованиям федеральных основных общеобразовательных программ.

О 10-х и 11-х классах, которые школы обучают сейчас, в рекомендательном письме не упоминают. А приказ об изменении ФГОС СОО не разъясняет, когда внедрять требования обновленного образовательного стандарта.

Работа с родителями, проведены родительские собрании одним из вопросов которых стоял: введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования с целью осуществить переход на обучение по ним с 01 сентября 2023 года.

Основные требования и идеи ФГОС на уроке

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Методологической основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности  в соответствии с требованиями ФГОС  основного общего образования;

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Работа с родителями: проведены родительские собрания, одним из вопросов которых стоял - введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования с целью осуществить переход на обучение по ним с 01 сентября 2022 года.

 

Выписка из протокола №2 общешкольного родительского собрания от 15.12.2022

 

Приказ от 01.03.2022 г. № 36/4-о «О подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в 2022 – 2023 учебном году»

 

Положение о рабочей группе по введению и реализации ФГОС начального и основного общего образования

 

Мониторинг готовности ОО к введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО

 

План мероприятий по подготовке к переходу на обновленные ФГОС НОО и ООО в МБОУ «Чумайская СОШ» на 2021-2022 учебный год

 

План-график проведения педагогических советов, семинаров, совещаний педагогов, иных мероприятий ОО по актуальным вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО

 

Протокол родительского собрания от 17.03.2022 г. в будущем 1 классе

 

Протокол родительского собрания от 22.04.2022 г. в 4 классе

 

Презентация для родительского собрания о переходе на ФГОС 2021